Наиболее результативными, на
мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
В своей работе особое
внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень
важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения
орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные
синтаксические конструкции. С точки
зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о
необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания
произведений искусства слова.
Работа с текстом открывает
возможности для формирования логических действий анализа, сравнения,
установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и
синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения,
графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий —
замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова
путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как
результата ориентировки учащегося в
грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное
развитие адекватных возрасту форм и функций речи (приложение 2 (3)).
Для развития логических УУД предлагаю следующие задания: (приложение 2 (4)): таблица
Заключение
Необходимость формирования УУД очевидна.
Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.
В результате работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.
Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:
- высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
- повышение интереса к русскому языку и литературе;
- прочное и неформальное усвоение знаний;
- повышение результативности обучения;
- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
- умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА по русскому языку, наличием призеров, победителей и лауреатов Олимпиад, научно - практических конференций, творческих конкурсов школьного и городского уровня, сформированности коммуникативных и ключевых компетенций (60 – 70%). Наблюдается позитивная динамика качества знаний.