Сайт учителя русского языка и литературы Ермаковой О. А.

Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

1.1. Проектная деятельность

 

 Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. На мой  взгляд, современный учебный процесс невозможен без проектной технологии. Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.

На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

Моими учащимися были созданы различные проекты: статьи, доклады, рефераты, творческие отчёты и т. д.

 Наиболее успешными оказались следующие проекты учащихся: «Путешествие в слово», «На берегах Лингвинии», «Как работать над сочинением», «Словесная живопись», «Русский язык в кроссвордах». Неоднократно учащиеся выставляли свои проекты на  школьные и городские конкурсы. (Реферат по теме: «Роль Ломоносова в формировании русского  литературного языка»  стал одним из лучших в городском конкурсе).

Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно  важных   умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций.  Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию  регулятивных, познавательных действий.

 

1.2. Нестандартные уроки,  игровые технологии

 

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.

При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным  и ярким  урокам.

Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или  иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом  уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются самые различные  интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки.  Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии,  диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы  являются помощниками  в обучении.

 Также интерактивные методы и приёмы используются мной  и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности (приложение 2 (1)).

1.2.1. Использование нестандартных заданий

 

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

 Из нестандартных заданий  можно отметить следующие:

  • "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;"перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля
  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

-  Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);

- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).

Пример. Какие пословицы, поговорки  здесь зашифрованы?  Объясните смысл.

- Она пуще неволи.

- Суп, сваренный Демьяном.

-  Мельник, работающий неделями.

1 2 3 4 5


Copyright Ермакова О. А. © 2011-2012