Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
- обобщить знания
учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
- развивать
соответствующий пунктуационный навык постановки запятой, точки с запятой,
двоеточия, тире;
- совершенствовать:
умение обобщать, самостоятельно работать с тестами (в целях подготовки к ГИА).
Оборудование:
- карточки с
индивидуальными заданиями (даны заранее);
- тексты с
заданиями;
- видеопроектор.
Ход урока
Организационный
момент
Цели и
задачи
Сегодня на
уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в бессоюзном
сложном предложении, выполнять тестовые
задания в целях подготовки к ГИА.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова К.Г. Паустовского:
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и
дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные
знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Надеюсь, что мы будем всегда внимательны и точны в
расстановке знаков препинания.
Опрос учащихся.
- Какие предложения
называются бессоюзными сложными?
- Какими знаками
могут отделяться простые предложения в бессоюзном сложном предложении?
- Рассказать о
случаях постановки тире, двоеточия,
точки с запятой, запятой в бессоюзном сложном предложении. Привести
примеры.
Послушайте
предложения и определите, какой знак должен находиться между частями в бессоюзных сложных предложениях. Объясните
ответ.
- Я желаю только
одного: исполнить вашу волю.
- Ростов приехал в
трактир; у крыльца он увидел лошадь Телянина.
- Сердце его
сжалось, кровь бросилась к лицу.
- Борис заметил:
Ростов собирается посмеяться над Бергом.
Практическая
работа
Перед вами
карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания.
Задания
на карточках
|
Правильное
написание
|
Заунывный ветер гонит стаю туч
на край небес_ ель надломленная стонет _ глухо шепчет тёмный лес.
|
Заунывный ветер гонит стаю туч
на край небес, ель надломленная стонет,
глухо шепчет тёмный лес. (отношения
одновременности и последовательности)
|
Дождь вымочит _ солнышко
высушит.
|
Дождь вымочит, солнышко высушит.
( сопоставления, противопоставления)
|
Кошки грызутся _ мышам
приволье.
|
Кошки грызутся- мышам приволье.
( условия - следствия )
|
Я богу жаловалась восемь лет_
не помогал!
|
Я богу жаловалась восемь лет- не
помогал!
( уступки )
|
Подумай об этом, пожалуйста,
не слегка_ дело идёт о жизни.
|
Подумай об этом, пожалуйста, не
слегка: дело идёт о жизни.
(причины)
|
Для меня теперь самое мёртвое
время_ не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым.
|
Для меня теперь самое мёртвое
время: не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым.
(конкретизации)
|
Проехав полверсты, он
оглянулся назад_ жёлтая церковь, дом, река и сад были залиты светом.
|
Проехав полверсты, он оглянулся
назад: жёлтая церковь, дом, река и сад были залиты светом.
(пояснения)
|
Самопроверка (текст с ответами на слайдах).
Объясните отношения между частями
в бессоюзном сложном предложении.
|
|