Сайт учителя русского языка и литературы Ермаковой О. А.

Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать соответствующий пунктуационный навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире;
  • совершенствовать: умение обобщать, самостоятельно работать с тестами (в целях подготовки к ГИА).

Оборудование:

  • карточки с индивидуальными заданиями (даны заранее);
  • тексты с заданиями;
  • видеопроектор.

 

Ход урока

Организационный момент

Цели и задачи

 Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, выполнять  тестовые задания в целях подготовки к ГИА.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова  К.Г. Паустовского:

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

 

Надеюсь, что мы будем всегда внимательны и точны в расстановке знаков препинания.

Опрос учащихся.

  • Какие предложения называются бессоюзными сложными?
  •  Какими знаками могут отделяться простые предложения в  бессоюзном сложном предложении?
  • Рассказать о случаях постановки  тире, двоеточия, точки с запятой, запятой в бессоюзном сложном предложении.   Привести примеры.

 

Послушайте предложения и определите, какой знак должен находиться между частями  в бессоюзных сложных предложениях. Объясните ответ.

  • Я желаю только одного:  исполнить вашу волю.
  • Ростов приехал в трактир;   у крыльца он увидел лошадь Телянина.
  • Сердце его сжалось,  кровь бросилась к лицу.
  • Борис заметил:  Ростов собирается  посмеяться над Бергом.

 

  Практическая работа

Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания.

 

Задания на карточках

Правильное написание

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес_ ель надломленная стонет _ глухо шепчет тёмный лес.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес,  ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес. (отношения одновременности и последовательности)

Дождь вымочит _ солнышко высушит.

 

Дождь вымочит, солнышко высушит.

( сопоставления, противопоставления)

Кошки грызутся _ мышам приволье.

 

Кошки грызутся- мышам приволье.

( условия - следствия )

Я богу жаловалась восемь лет_ не помогал!

 

Я богу жаловалась восемь лет- не помогал!

( уступки )

Подумай об этом, пожалуйста, не слегка_ дело идёт о жизни.

 

Подумай об этом, пожалуйста, не слегка: дело идёт о жизни.

(причины)

Для меня теперь самое мёртвое время_ не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым.

 

Для меня теперь самое мёртвое время: не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым.

(конкретизации)

Проехав полверсты, он оглянулся назад_ жёлтая церковь, дом, река и сад были залиты светом.

 

Проехав полверсты, он оглянулся назад: жёлтая церковь,  дом,  река и сад были залиты светом.

(пояснения)

 

Самопроверка  (текст с ответами на слайдах).  Объясните отношения между частями в  бессоюзном сложном предложении.

1 2

Copyright Ермакова О. А. © 2011-2012