Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Смысл финала повести «Собачье сердце»
В фантастической повести М.Булгакова «Собачье
сердце» профессор Преображенский вместе со своим учеником и ассистентом
доктором Борменталем ставит грандиозный эксперимент: они искусственно создают
человека, пересадив собаке гипофиз человека. Не смотря на то, что это существо
лишь на первый взгляд можно назвать человеком, поскольку нравственные,
культурные и интеллектуальные его способности находятся в зачаточном состоянии,
все равно, это огромный прорыв в мировой науке. Открытием восхищаются и ученые,
и общественность, но профессор ставит себе новую задачу - воспитать
полноценного человека.
Оба ученых изо дня в день занимаются
воспитанием Шарикова, но здесь их ждет полный провал. Как они ни старались,
Шариков совершенно не поддается никакому воспитанию, он наглый хам и воплощение
агрессивной бездуховности. Шариков доволен собой и считает себя полноправным
человеком, рьяно отстаивает свои права, но забывает о своих человеческих
обязанностях, и даже не заботит себя соблюдением элементарных правил общежития.
Мало того, Шариков навязывает свои нравственные, если их так можно назвать,
понятия другим.
Кроме того он органично вписался в тот
социальный строй и пролетарское общество, которое профессор Преображенский тоже
не мог принять. Ему было непонятно, почему «пролетарии» вместо того, чтобы
исполнять свои прямые обязанности, занимаются фетишизмом: «распевают песни и
кричат лозунги. Зачем нужно было заколачивать парадный вход в его подъезде, и
наконец, почему нужно ходить в грязных калошах по мраморной лестнице.» В
Шарикове отражаются все негативные качества этих новых в политике людей, часто
неготовых к власти. По моему мнению, финалом повести Булгаков хочет показать
своё несогласие с революцией, порождавший, так называемую «разруху», которая,
на самом деле, и есть тунеядство, леность и духовная неполноценность. Устами
Преображенского Булгаков критикует формализм, некомпетентность и излишнюю
заидеологизированность новой власти.
С проницательностью гения,
предвидя грядущие грандиозные научные открытия, Булгаков ставит вопрос об
ответственности ученого за его последствия. В своем развитии человечество
нередко оказывается в такой ситуации, когда прогресс цивилизации может привести
к фатальным последствиям. Научно- технический прогресс, очень бурно
развивавшийся в 20 веке, Принес много благ человечеству, но привел к большим
экологическим проблемам. Альберт Эйнштейн в двадцатом веке изобрел ядерную
бомбу, и говорят, что даже научился управлять временем, но увидев как люди
стали использовать его изобретение, понял свою ошибку. Люди еще просто были не
готовы, и поэтому он унес собой тайну машины времени. Сейчас наука готова к
клонированию человека, но ученых пугают возможные последствия таких операций, и
поэтому развитие науки в этом направлении прекратилось. Не всегда есть
возможность все вернуть назад, как у Преображенского, поэтому нужно максимально
просчитать все последствия заранее.
|
|