Сайт учителя русского языка и литературы Ермаковой О. А.

Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Смысл финала повести «Собачье сердце»

В фантастической повести М.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский вместе со своим учеником и ассистентом доктором Борменталем ставит грандиозный эксперимент: они искусственно создают человека, пересадив собаке гипофиз человека. Не смотря на то, что это существо лишь на первый взгляд можно назвать человеком, поскольку нравственные, культурные и интеллектуальные его способности находятся в зачаточном состоянии, все равно, это огромный прорыв в мировой науке. Открытием восхищаются и ученые, и общественность, но профессор ставит себе новую задачу - воспитать полноценного человека.

Оба ученых изо дня в день занимаются воспитанием Шарикова, но здесь их ждет полный провал. Как они ни старались, Шариков совершенно не поддается никакому воспитанию, он наглый хам и воплощение агрессивной бездуховности. Шариков доволен собой и считает себя полноправным человеком, рьяно отстаивает свои права, но забывает о своих человеческих обязанностях, и даже не заботит себя соблюдением элементарных правил общежития. Мало того, Шариков навязывает свои нравственные, если их так можно назвать, понятия другим.

Кроме того он органично вписался в тот социальный строй и пролетарское общество, которое профессор Преображенский тоже не мог принять. Ему было непонятно, почему «пролетарии» вместо того, чтобы исполнять свои прямые обязанности, занимаются фетишизмом: «распевают песни и кричат лозунги. Зачем нужно было заколачивать парадный вход в его подъезде, и наконец, почему нужно ходить в грязных калошах по мраморной лестнице.» В Шарикове отражаются все негативные качества этих новых в политике людей, часто неготовых к власти. По моему мнению, финалом повести Булгаков хочет показать своё несогласие с революцией, порождавший, так называемую «разруху», которая, на самом деле, и есть тунеядство, леность и духовная неполноценность. Устами Преображенского Булгаков критикует формализм, некомпетентность и излишнюю заидеологизированность новой власти.

С проницательностью гения, предвидя грядущие грандиозные научные открытия, Булгаков ставит вопрос об ответственности ученого за его последствия. В своем развитии человечество нередко оказывается в такой ситуации, когда прогресс цивилизации может привести к фатальным последствиям. Научно- технический прогресс, очень бурно развивавшийся в 20 веке, Принес много благ человечеству, но привел к большим экологическим проблемам. Альберт Эйнштейн в двадцатом веке изобрел ядерную бомбу, и говорят, что даже научился управлять временем, но увидев как люди стали использовать его изобретение, понял свою ошибку. Люди еще просто были не готовы, и поэтому он унес собой тайну машины времени. Сейчас наука готова к клонированию человека, но ученых пугают возможные последствия таких операций, и поэтому развитие науки в этом направлении прекратилось. Не всегда есть возможность все вернуть назад, как у Преображенского, поэтому нужно максимально просчитать все последствия заранее.


Copyright Ермакова О. А. © 2011-2012