Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Онегин и Печорин – герои своего времени
В первой половине 19 века в русской литературе появляется такое явление как
образ «лишнего человека». У Пушкина это Евгений Онегин в одноименном
произведении. Появление его можно объяснить тем, что среди пушкинских
современников появились такие люди, непринятые, непонятые и отвергнутые
обществом. Правда, нужно заметить что «лишние люди» в литературе встречались и
ранее: вспомним Дон Кихота или Вертера. Можно предположить, что они рождаются
на «стыке времен», т.е. во время перемен в общественной и политической жизни
страны, наглядным примером этой теории может послужить Евгений Онегин и
появление декабристов в начале 19 века.
Печорин и Онегин как представители дворянского общества, имели типичное для
того времени светское образование и воспитание, учителя их были
гувернеры-иностранцы. Воспитание и образование их было достаточно
поверхностным, но все, же содержало тот минимум, который считался обязательным
в дворянской среде. («Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно; Чего ж вам больше? Свет
решил, что он умен и очень мил.») Оба
они были разочарованы в праздной жизни, типичной для них самих и большинства
дворян, хотя и не имели высших целей и
идеалов в жизни. Что еще общего между ними? – Благородство, не убитое до конца
светом.
Печорин и Онегин имеют больше различий, чем сходства: если Онегин выше Печорина
«в художественном отношении», то Печорин ровно настолько же выше Онегина по
замыслу, идее. Печорин страдает от неудовлетворенности своим существованием, и
с этим не мирится, он постоянно ищет приключений, пытается сделать что- то
полезное. Он постоянно ощущает потребность привнести что-то новое, хорошее в
окружающую его жизнь, и страдает, понимая, что ничего такого он не сделал, а
приносит людям только беды. Онегин тоже это понимает, но из-за своей
безвольности и лени, давно смирился, и просто забавляется от скуки. Роскошь,
богатство, и вообще свет развратили Онегина, и наоборот закалили и ожесточили
Печорина.
( «С самого детства все читали
на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве»).
Печорин скептически смотрел на людей и на все, что его окружало. В Печорине
жило 2 человека: один делал, а другой анализировал действия первого, осуждал
или поощрял, ставил вопросы: как ты живешь? Зачем ты живешь? Онегин привык жить
в свете, поэтому жил по его законам, т.е. охладил в себе все чувства, оставив
только разум, не нашедший себе занятия из-за неспособности к труду самого
Онегина.
Онегин и Печорин принадлежат галерее «лишних людей», и стоят в ее начале как
одни из первых и превосходных образов русской литературе 19 века. Они очень
разнятся, сходятся в одном очень важном, определяющем их бытие качеством или
недостатком:
они способны видеть
недостатки общества и каждой отдельной личности, они не могут принять людей
такими, какие они есть, они не поняты обществом, не восприняты всерьез и в этом
их трагедия. Как сказал Белинский:
«...В дорогах разница, а результат один».
|
|