Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Обучение сжатому изложению
Цели и задачи
урока: - Формирование
навыков написания сжатого изложения;
- Формирование
знаний способов и приемов сжатия текста;
- Формирование
навыков работы с текстом.
Оборудование:
- памятки для
учащихся;
- тексты с
заданиями;
- мультимедиа.
Ход урока Слово учителя:
Эпиграфом к нашему уроку станут слова
французского писателя Вольтера:
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность,
если она дурно выражена.
Давайте помнить об этом и выражать мысли
в устной и письменной речи верно, красиво.
Цели и задачи
Сегодня на уроке будем анализировать
текст, учиться способам и приемам сжатия текста, повторять этапы работы по
написанию сжатого изложения.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со
сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного
текста. А во-вторых, для успешной работы
над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения
текста.
Опрос учащихся:
- Чем
отличается подробное изложение от сжатого? (подробное
изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с
сохранением его композиционной и языковой особенностей. Сжатое изложение – краткое изложение
исходного текста с передачей существенной информации, при котором
исключаются подробности)
- Какие
основные приемы сжатия текста вы знаете?
(обобщение и исключение)
- Что
можно обобщить? (обобщить
можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения
или близкие по смыслу предложения внутри абзаца).
- Что
можно исключить? (исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути
высказывания)
Практическая работа
Перед
вами карточки с предложениями. Примените приемы:
Задания
на карточках
|
Правильное написание
|
Жизнь
семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок,
разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только
живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты.
|
Жизнь
семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
|
Многие утверждают, что слушать музыку дома
даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками,
не кашляет, не скрипит креслами.
|
Многие
утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
|
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они,
по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике,
медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого
знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и
не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще,
люди, которым всё ясно, - безнадёжные
люди.
|
Есть люди,
которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых
областях человеческого знания и деятельности. Такие « знатоки» ничему
не удивляются и не способны совершать открытие. Люди, которым всё ясно, -
безнадёжные люди.
|
Попечителем одной из школ под Серпуховым был
Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми,
простодушными, ясными лицами.
|
Попечителем одной из школ под Серпуховым был
Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными
лицами.
|
Воспитание имеет много аспектов: тренер
воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик
воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё
одна важная сфера воспитания – воспитание
души.
|
Воспитание имеет много аспектов. Но есть
одна важная сфера воспитания – воспитание души.
|
Самопроверка (текст с ответами на слайдах).
Возьмите
памятку для учащихся. Повторим этапы работы по написанию
сжатого изложения
Памятка для учащихся
|
1.
Определение темы текста.
Ответ на вопрос: «О чем текст?»
|
2.
Определение идеи текста.
Ответ на вопрос: «Какую мысль автор хотел выразить?»
|
3.
Определение структуры текста.
|
4.
Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.
|
5.
Моделирование сжатого изложения
|
Вопросы учащимся
Как определить тему?
- по началу текста;
- по
ключевым словам;
- по
ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям
героев (автора);
- по
заглавию текста.
1 2
|
|