Сайт учителя русского языка и литературы Ермаковой О. А.

Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Обучение сжатому изложению

Цели и задачи урока:

  • Формирование навыков написания сжатого изложения;
  • Формирование знаний способов и приемов сжатия текста;
  • Формирование навыков работы с текстом.

 

  Оборудование:

  • памятки для учащихся;
  • тексты с заданиями;
  • мультимедиа.

Ход урока

Слово учителя:                  

Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского писателя Вольтера:

 Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.

 

Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво.

 

Цели и задачи

 

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приемам сжатия текста, повторять этапы работы по написанию сжатого изложения.

 

  Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста.  А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.  

 

Опрос учащихся:

  • Чем отличается подробное изложение от сжатого? (подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.   Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности)
  • Какие основные  приемы сжатия текста вы знаете? (обобщение и исключение)
  • Что можно обобщить? (обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца).
  • Что можно исключить?  (исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания)

 

Практическая работа

Перед вами карточки с предложениями. Примените приемы:

 

  • обобщения

 

Задания на карточках

Правильное написание

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. 

 Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

 

 Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит  креслами.

 Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

 

  • исключения

 Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.                    

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие  « знатоки» ничему не удивляются и не способны совершать открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

 Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

 Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

 Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.                       

 Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

 

Самопроверка  (текст с ответами на слайдах). 

 

Возьмите памятку для учащихся. Повторим этапы работы по написанию сжатого изложения

Памятка для учащихся

1. Определение темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

2. Определение идеи текста.

    Ответ на вопрос:  «Какую мысль автор хотел выразить?»

3. Определение структуры текста.

4. Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.

5. Моделирование сжатого изложения

 Вопросы учащимся

 

 Как определить тему?

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора);
  • по заглавию текста.

1 2


Copyright Ермакова О. А. © 2011-2012