Сайт учителя русского языка и литературы Ермаковой О. А.

Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Конспект лингвистической  игры «Морская регата»

Организационный момент.

 

Сегодня впервые в нашем классе проводится морская регата. Регата - это большие гонки судов. Нам предстоит увлекательное плавание по морским просторам. Но наше море не обычное. Это море знаний и умений по русскому языку.

Поплывём мы от старта к финишу на разноцветных кораблях. У нас есть три корабля, три команды моряков, но нет пока капитанов. Надеюсь, что ребята сейчас назовут нам имена капитанов. (Капитаны получают фуражки)

 

Теперь об условиях регаты. Команды, выполняя различные задания, двигаются к финишу. Чей корабль окажется первым, та команда и побеждает в нашей регате.

На столах у вас лежат флажки, соответствующие цветам ваших кораблей. Чья команда первой выполнит задание, та и поднимает флажок.

А теперь проверим вашу готовность к плаванию. Отвечать сейчас может любой. Эти вопросы просто разминка перед стартом.                                          

По лексическому значению узнать слово (один из трёх вариантов ответа правильный)

 

Устаревшее название морского разбойника, пирата ....

а) кинолог

б) каноист

в) корсар

 

Как называют коренного жителя страны, местности ...

а) абитуриент

б) абориген

в) анималист

 

Небольшое двух или трёхмачтовое судно прибрежного плавания

а) шхуна

б) шезлонг

в) шлюпка

 

Узкий и длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимаемый с началом плавания

а) значок

б) вымпел

в) орден

 

Специалист по кораблевождению

а) вахтенный

б) боцман

в) штурман

Команда, подаваемая для прекращения гребли и уборки, вёсел в шлюпку

а) амба

б) финиш

в) шабаш

                                                   

Вы очень активны и, по-моему, готовы к старту. Отдать концы и полный  вперёд!

Первое наше задание связано, конечно, с водой. Аква (от латинского слова вода) Есть много сложных слов, начинающихся с аква. Вот сейчас каждая команда и напишет, как можно больше слов, где первой частью будет аква

(На эту работу полминуты)

(Акваланг, аквалангист, аквариум, аквамарин, акварель, аквапарк, акванавт- тот, кто совершает погружение под воду, акватория-поверхность водного пространства)

Слушаем первую команду.

ИТОГ.

Следом намеченным курсом и перед нами великие просторы лексики. А что изучает лексика? Сегодня мы поговорим о морской лексике. Послушайте, что пишет о языке моряков К. Паустовский.

«Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами».

А какая крылатая романтика живёт во всех этих фрегатах и шхунах, реях, гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, узлах и кабельтовых - во всём том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания».

Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора».

Но в морском языке есть слова и выражения не  всегда нам понятные. Морскому языку, как и любому другому нужно учиться. Каждой команде было дано задание с помощью словаря узнать лексическое значение следующих слов.   

- Первая команда расскажет нам, что такое штиль и шторм.

-  Вторая команда объяснит нам, кто такие  юнга и лоцман.

-  Третья команда даст лексическое значение, словам шхуна и баркас.

Давайте послушаем, как моряки справились с заданием. (Ответы команд)


1 2 3



Copyright Ермакова О. А. © 2011-2012