Сайт учителя русского языка и литературы Ермаковой О. А.

Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Лексика. Фразеология. Подготовка к ЕГЭ.

Цели и задачи урока:

  • Повторить и обобщить знания, полученные на уроках по теме: «Лексика.  Фразеология»;
  • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку;
  • Повышать культуру речи учащихся;
  • Развивать у них навыки анализа языковых единиц с точки зрения точности и уместности их употребления;
  • Отрабатывать навыки выполнения  заданий ЕГЭ.

Оборудование:

  • тексты с заданиями;
  • мультимедиа.

 

Форма проведения урока: практикум.

 

Ход урока.

Организационный момент.

 

   Слово учителя:

 

         Сегодня мы завершаем работу над разделом «Лексика и фразеология». Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.

 

1.      Фронтальный опрос-беседа:

 

  • Что является объектом изучения в лексикологии, фразеологии?
  • Как осуществляется перенос лексических значений в многозначном слове? Приведите примеры.
  • Какие слова называются синонимами? Что такое доминанта синонимического ряда?
  • В чем различие между языковыми и контекстуальными синонимами (антонимами)?
  • Что такое омонимы? Каковы способы разграничения многозначности и омонимии? (Лексический, морфологический  способы)
  • Расскажите о видах омонимов в русском языке, приведите свои примеры.
  • Что такое антонимы?
  • Какие слова называем паронимами?
  • В чем заключается различие между паронимами и парономазами? Приведите примеры. ( Драматический – драматичный, кларнет-корнет).
  • Что такое фразеологизм?
  • Какие типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски вы знаете? (Нейтральные, книжные, разговорные, просторечные). Приведите примеры.

 

2.        С данными словами составьте словосочетания, в которых эти слова имели бы образно-переносное значение.

 

Буря, диктовать, заря, курс, огонь, поток, сковать, созревать, фундамент.

 

Работа в тетрадях.

 

3.    Объясните очень кратко и в то же время точно, смысловые различия между омонимами, составьте письменно примеры на каждую пару омонимов

 

Дисциплина – дисциплина, заставить – заставить, мина – мина, надуть – надуть, наступить – наступить, некогда – некогда, сплав – сплав,

 

4.      На доске написаны слова, подберите к ним синонимы и антонимы:

               


 
Синонимы
Антонимы
множество

начинать

дефект

друг

воспоминание

находка

преимущество

прямой

ближний

вчера



прилежный

 

5.      Существует много устойчивых словосочетаний с антонимами:

 

 от мала  до велика, с больной головы на здоровую и др.

 

Вспомните подобные выражения и запишите их.     

 

6.      Найдите и объясните доминанту в синонимическом ряду:

 

Упасть, свалиться, бухнуться, шлепнуться, брякнуться, грохнуться, хлопнуться и др.

 

7.      Докажите, что в данных предложениях использованы

  • контекстуальные синонимы:

Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. (В.Шишков)

Сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов. (К.Паустовский) (Контекстуальные синонимы к слову ГОВОРИТЬ).

 

  • контекстуальные антонимы:

Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая.  (М.Цветаева)

(Контекстуальный антоним к слову МЕРТВАЯ).

 

1 2 3

Copyright Ермакова О. А. © 2011-2012